"Большинство статей о готах в прессе пишут не готы. А информация на готических сайтах зачастую копируется из одного источника в другой со многими неточностями и ошибками. Поэтому я решила здесь изложить мое собственное мнение о субкультуре. Я не претендую на то, что мое мнение более верно, чем чье-то, но по крайней мере я считаю себя готом и это дает мне право рассуждать о готике.
Для начала, хочу развеять ложные стереотипы:
Готика - не музыка и не стиль одежды. Готика - это прежде всего мировоззрение. Это тонкое восприятие жизни, обостренное чувство красоты и уродства, болезненная чувствительность к дисгармонии и неприятие обыденности и стандартности. Готическое мировоззрение - это особый взгляд на жизнь и на смерть, но это не любовь к смерти. Говорить, что быть готом - значит любить смерть по меньшей мере нелепо. Смерть никто не может любить, потому что никто, в сущности, не знает, что это такое. Сами же готы не заявляют, что любят смерть. Скорее, готы задумываются о смерти. Обычный человек часто боится смерти и предпочитает делать вид, что смерти не существует. Гот же понимает, что жизнь коротка и находит в смерти особую красоту покоя и завершенности. Подобное мировоззрение было свойственно древним египтянам: они с юных лет начинали возводить могильный памятник для самих себя и в течении всей жизни наблюдали за ходом строительства. И вся их жизнь была дорогой к смерти. Они заботились о своей могиле как о своем вечном доме больше чем о доме настоящем. Но они не совершали самоубийств (это считалось большим грехом) и не стремились ускорить собственную кончину. Так и истинные готы думают о смерти, но не стремятся немедленно умереть. В этом вопросе - отношении готов к смерти, таится непонимание окружающих. Воспринимать гота как депрессивного типа с суициидальными наклонностями абсурдно, но многие именно так и полагают, и пишут всюду подобную нелепицу.
Также говоря о готике, часто упоминают мрачность готов. Это имеет под собой разумную основу, однако, опять же, готы далеко не так мрачны и ужасны как о них думают. Настоящие готы - люди достаточно сложные и глубокие. Глубокий человек редко бывает жизнерадостным. Чем больше человек задумывается о мироустройстве, тем больше он понимает, что мир далек от совершенства, тем меньше у него остается наивной жизнерадостности. Знания приносят печаль.
И еще одно расхожее заблуждение, которое повторяется везде и всюду, в том числе и на известных готических сайтах: готику породила песня Bau Haus. Все это постоянно везде повторяют и даже не задумываются, насколько это глупо. Ни одна, даже самая замечательная песня, не может породить субкультуру. Песня лишь может дать толчок к проявлению субкультуры, может помочь субкультуре выйти на свет из подполья. Но она не может вложить в головы людей то, чего в них нет. Если людям не близко то, о чем поется, то они просто не обратят внимания на песню. Второй весомый аргумент в пользу того, что песня про вечно немертвого Лугоши не породила готику состоит в такой простой вещи, что готика была всегда, только не носила такого названия. Я уже писала выше про мировоззрение египтян. Это всего лишь один пример того, что готическое мироощущение было свойственно людям много веков назад, пусть оно и не совпадает полностью с современностью. Если мы поссмотрим на средневековую Европу, то увидим, как сильно проявилялось в ней подобное мировоззрение. Философские мысли о мире, мысли о смерти, особенное чувство красоты - недаром, даже слово "готика" является не только названием субкультуры, но и исторического периода. Посмотрим на XIX век и период романтизма: сестры Бронте, стихи Байрона и Шелли, знаменитый "Франктенштейн" и т.д. Литература - это зеркало мира. 80-е годы XIX века полны произведениями, которые несут в себе все элементы готического мировоззрения. Вспомним таких поэтов и писателей, как Бодлер с его "Цветами зла" (он, говорят, даже жил в комнате с черными обоями и жег черные свечи), Эдгар Аллан По (гений мистической литературы), некоторые рассказы Мопассана и, конечно, Оскар Уайлд с его "Портретом Дориана Грея". И далее мы переходим к началу XX века и сталкиваемся с таким понятием как декаданс. Вспомним хотя бы наших отечественных поэтов и писателей: Мережковского, Сологуба, Гиппиус и многих других. Внешность декадантов, их взгляды и вкусы почти полностью совпадают с современной готической субкультурой. Конечно, они не слушали готику, больше занимались философией, но в целом это одна и та же субкультура. Любая дама из кружка декадантов начала века украсила бы собой любую современную готическую вечеринку и не выделялась бы из толпы. Декаданс - это черный цвет, это меланхолия и интерес к мистике, это сложный взгляд на мир, это отчаянное стремление к красоте. Таким образом, посмотрев на прошлое, мы видим, что готическая субкультура то проявлялась особенно ярко, то уходила в подополье. Но никоим образом нельзя говорить, что она появилась в 80-е годы XX века. В это время появился готик-рок и название субкультуры, но не сама субкультура.
Заблуждения о готической субкультуре очень популярны, и поддерживаются не только наблюдателями из вне, но и теми, кто причисляет себя к субкультуре, не разбираясь в ней совершенно, и не понимая ее смысла. Так, одна девочка, считающая себя готом радостно пишет про свою тусовку, которая занимается тем, что выпивает на кладбище и дерется с панками. Другие пишут вещи и похлеще. При этом они называют себя "готами" а понять, что дураков везде хватает, и не стоит по неудачными представителям делать выводы, способен далеко не каждый. В любой субкультуре есть люди, которые действительно понимают, что это такое, и обычно их немного, и куча подростков, которые находятся в субкультуре только потому, что ищут интересную тусовку и антураж. Они искажают все понятия о субкультуре самым немыслимым образом и позорят ее по-страшному.
Теперь я хочу коснуться нескольких моментов готического мировоозрения.
Музыка
Я думаю, что все готы очень любят музыку. И в основном слушают готик-рок. Но кроме готики готы слушают музыку любых других направлений. Говорить о том, что тебе нравится еще что-то кроме готик-рока в готической среде нискоько не стыдно.
Смерть
Выше я уже писала, что готы и смерте-поклонники - это не одно и то же. Готы - не клуб самоубийц. Недавно на готическом форуме обсуждали тему смерти, так вот, большинство готов сказали, что нисколько не стремятся умереть побыстрее, и по кладбищам гуляют единицы.
Искусство
Готы чувствительны к искусству. Это факт. Настоящие готы - люди творческие. Не обязательно гот что-то пишет или рисует, но всегда обладает креативным творческим мышлением и "их дни - их сонеты".
Религия
Готика не имеет прямого отношения к религии. Стало быть, гот, как и всякий другой человек, выбирает себе близкую по духу религию. Готы обладают достаточно смелыми взглядами и не сковывают себя суевериями и предрассудками. Поэтому, часто взгляды готов на христианство отличаются от общепринятых и вызывают осуждение у некоторых представителей официальной церкви, как аморальные.
Одежда
Недавно я задала на готическом форуме вопрос: есть ли в готике дресс-код. Вопрос этот долго обсуждали и к единому выводу не пришли. Факт: готы не любят одежду цветов солнечного спектра, потому что им тяжело и неприятно ее носить. Но готика не подразумевает под собой ношение одного только черного цвета. Гот - это носитель определенного мировоззрения, которое всегда проявляется во внешнем виде. Большинство готов все-таки предпочитают выглядеть нестандартно и носить темное.
Пресса и общество
Отчего то пресса не любит готов. И даже лояльные к готам статьи выставляют нас нездоровыми людьми с изуродованной психикой, которых надо если и не осуждать, то жалеть. Общество нас не знает и боится. Темные тона, некоторая мрачноть, замкнутость вызывают в людях страх и непонимание. Нас путают с сатанистами, нам приписывают ужасные наклонности, нами пугают детей.
Но и мы, готы, не особо любим общество с его стандартной массовой культурой. Мы не любим пошлость и ограничненность. Многие готы (и я в том числе) вообще не могут смотреть телевизор, и видеть вульгарную рекламу, передачи для дебилов, глупость и фальшь.
Другие субкультуры
Насколько мне известно, готы находятся в хороших отношениях со всеми субкультурами, исключая только скин-хедов. Но скин-хеды известны своей ненавистью ко всем неформалам. Готы иногда пересекаются с металлистами, панками, джей-роекрами, сатанистами, ролевиками. Кто-то, может, совмещает в своей жизни несколько субкультур.
Беби-готы
Не один гот не считает себя беби-готом. Тем не менее их достаточно. Говорить, что готы ненавидят и унижают беби-готов - неправильно. Готы всегда рады принять в свою среду нового интересного человека, и никогда не будут смеяться над его незнанием. Однако, есть множество малограммотных бебиков, которые очень активно заявляют о себе как о готах и высказывают от имени готов на редкость странные идеи. Подобным образом они выставляют всех прочих готов агрессивными или экзальтированными идиотами. За это их и не любят, и любить таких невозможно.
Готы и не готы
Готы не являются замкнутой общиной или сектой, в которую никого не впускают. Готом может стать любой, кому это действительно близко. Готы иногда встречаются, иногда общаются постоянно, но тем не менее каждый гот существует сам по себе. Готы более обособленны друг от друга, чем члены других субкультур. Готы легко общаются с не готами, если им это интересно, не деля людей по принципу гот или не гот. Но не стоит забывать о такой характерной черте большинства готов, как замкнутость и любовь к одиночеству. Могу сказать о себе, что мне просто плохо становится от больших коллективов и пустых разговоров на бытовые темы. Дело не в нелюбви к людям, а к любви к одиночеству и неприятии стандартности и поверхностности."
(непомню откуда)